
Проекты /29 июня — 22 сентября 2024
#Архив
Выставка «Русская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова»
Выставка копий русских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Овчинниковым, подготовлена совместно с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Дальневосточным художественным музеем.
О проекте
Огромная часть экспозиции — это иконы, произведения графики, графические и пространственные реконструкции, которые изучал и копировал Адольф Николаевич.
Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах — от приготовления красок и подготовки основы до завершающих штрихов, в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.
Делая копии храмовых росписей, Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера. Такой подход ярко проявился во время поездок по древним русским городам в 1950–1960-е годы. Привлеченный известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал об этом загадочном и необычайно сложном по составу и иконографии сюжетов памятнике небольшую книгу, которая до сих пор остается востребованной исследователями. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь к ней обращался, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков, среди них — экспонируемые на выставке «Деисус, с великомученицами Варварой и Параскевой», «Рождество Христово» и «Воскресение — Сошествие во ад».
В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри древних храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено.
В 2017 году была организована научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, которая стала одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы для любителей и почитателей средневекового искусства. Ее сокровища — копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике.
Кураторы выставки
- Александр Анатольевич Горматюк — кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
- Наталия Игоревна Горькова — директор Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова
Фотогалерея
Для СМИ
PR-служба Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова
Телефон для связи: +7 (903) 790-01-78
Электронная почта: pr@ma-culture.ru